Берестов Макс = Berestov Max (berestov_max) wrote,
Берестов Макс = Berestov Max
berestov_max

Плато Путорана. Маршруты.

При подготовке нашей поездки на плато, я перерыл весь интернет в поисках отчетов о предыдущих походах, но столкнулся с тем , что не смотря на то, что таких отчетов в сети лежит предостаточно - все они расчитаны на подготовленные туристические группы и предполагают автономные многодневные переходы. Нас же интересовали радиальные выходы на легке - тем более что даже "на легке" те места покоряются с трудом)) второй проблемой было отсутствие карт - не то чтобы подходящего масштаба , а вообще карт того района. Все это побудило нас обратиться за помощью к сотруднику Путоранского заповедника Тимофею Волкову - о чем мы ни разу не пожалели!! С его помощью мы сделали вот такую план-схему с описаниями маршрутов и достопримечательностей на них !!! Будь у меня такая карта перед началом похода - я думаю мы сами бы с легкостью справились ! Надеюсь она поможет и будущим туристам )

Под номером 1 на плане обозначено место нашей дислокации - эколагерь Путоранского заповедника , расположенного в живописной бухте Урванцева с потрясающим видом на озеро Лама.

Инфраструктура лагеря пока что находится в зачаточном состоянии и включает в себя туалетную кабинку и 4 деревянных настила для установки палаток, что весьма удобно- вокруг сплошной курумник и палатки на нем ставить сложно.

В планах заповедника в дальнейшем развивать этот лагерь и мы предложили свою посильную помощь на следующее лето в создании экотроп, маршрутов , карт и инфраструктуры нормального кемпинга, но у работников заповедника есть сомнения, что и уже созданное не удастся сохранить до лета - за зиму велика вероятность что все растащат местные рыбаки и хранители монополий((

Маршрут №1 на плане обозначен черным цветом ) несмотря на относительно не большую протяженность , всего 12 км - маршрут предполагает подъем на плато - а это восхождение на километровую высоту по сыпучему курумнику - так что если поставить себе цель пройти по полному  кругу - нужно приготовиться к 8 часовому покорению вершины с серьезной физической нагрузкой.

Маршрут начинается от эколагеря (№1) и первый километр проходит вдоль берега озера по заболоченному курумнику. Идти по такой мягкой подушке - приятно, но лучше вниз))) и здесь как раз растет вся ягода .
Дойдя до русла реки - дальше нужно двигаться вдоль него вверх по течению ) течения может и не быть -  чаще всего летом река не дотекает до озера и уходит под землю, но сухое русло становится очень удобной тропинкой для подъема.
В принципе для легкой прогулки достаточно подняться до так называемого Цирка - полукруглого ущелья - чтобы посмотреть водопады на местном ручье - а их много, и вернуться обратно.

Номер №2 - первый водопад который мы увидели в Путоранах - двухкаскадный .
Естественно что дальше по руслу вверх пройти невозможно, поэтому приходится обходить эти пороги  по лесу сбоку.

Номер №3 - водопад примерно 20 метров высотой !!!

Номер №4 - этот водопад в самом центре Цирка мы назвали Малютка))))
Просто спускаться метров 100 к нему не было сил - а меж тем высота его больше 50 метров - не смотря на это , выглядел он по сравнению с огромными массивными стенами цирка просто как малютка.)
Отсюда начинается подъем на само плато - оч опасный и нам не еще повезло - он совпал с ледяным дождем - поэтому собственно на самом плато мы пробыли от силы минут 10)

Номер №5 - выход на плато. За это время успели сфотографироваться, запустить ракету и выпить по рюмке коньяка за подвиг.
И начали спуск ! Кто думает что спускаться с горы легче чем подниматься - глубоко ошибается !!!!! Ноги потом болят не меньше , а скользкий курумник еще опасней ! Одно радует в тех местах, что можно не бояться затемно вернуться в лагерь . Всвязи с полярной ночью про "затемно" мы вспомнили только в последние дни нашего пребывания )))

а вот так выглдит наш лагерь с высоты Плато:

На следующий день мы вышли на Маршрут №2 - помечен синим. Решено было сделать день отдыха после сложнейшего восхождения - поэтому 12 км по набережной нам казались легкой прогулкой. Сначала... Но пройдя километра три - мы поняли , что легко не будет !

Как только твои ноги привыкают к одному виду курумника - тут же начинается другой))) но зато на повороте в ущелье мы вышли на какую- то нереальную ягодную поляну !!!

При чем ягод разных - даже тех которых я название точно и не запомнил - шикша чтоли! Фасоль съела одну вообще неведомую ягоду - и долго ее подозревала, но Тимофей успокоил нас - что в этой полосе вообще НЕТ ядовитых ягод и грибов !!! Просто за такое короткое лето алколойды не успевают созреть !! И змей кстати тоже тут нет !!!! Приятно!!!
Под номером №6 - прикольный водопад - здесь решено было сделать привал с горячим чаем - благо горелку и фляжку коньяка мы всегда таскали с собой.
Но впереди шумел еще один водопадик - тонкий но очень высокий ! До него мы тоже забрались !!!
Водопад №7:
Дальше идти не было смысла , да и сил тоже уже не было - все таки наш разгрузочный маршрут получился около 20км !!!
На следующий день нужно было придумывать - как перебираться на другую сторону озера . У нас была двухместная байдарка - но переплывать на ней со всем нашим скарбом в 8 ходок - было утопией , тем более что озере появилось заметное волнение.
Решено было попробовать договориться о трансфере с хозяином местной и практически единственной туристической базы "Бунисяк" Олегом Крашевским. Для начала связались с ним по рации для предварительной договоренности - приглашение было получено и мы решили чтобы не терять форму - дойти до его базы пешком - от нас это где то 9 км опять же по набережной. (на плане Оранжевый маршрут) Но теперь научившись, что ходьба по курумнику это особый вид  ходьбы и 10 км за два часа не пройдешь - взяли с собой котелок чтобы сварить по дороге обед ! И не прогадали ! Пришли на базу к Олегу только к вечеру.

Под номером №8 - база "Бунисяк", где находится этнографический музей, а вернее частная коллекция Крашевского различных предметов быта местных народов.

в руках у Фасоли шкура загадочного зверька - Россомахи - смесь собаки и медведя :

К чести Олега Крашевского нужно сказать , что он реально фанат своего дела и может часами увлеченно рассказывать про свою коллекцию !! Не бесплатно конечно , но это того стоит ! И кстати правда советую всем посетить музей именно с экскурсией Олега , но о цене договориться заранее ! Нам он сказал что экскурсия стоит 2000₽ с компании , но проболтав с нами часа три - вспомнил , что цена была не за всю экскурсию, а 2000₽ в час !!!! ((( но зато с человеком , чей девиз - любой каприз за ваши деньги ! Было проще договориться о нашем трансфере обратно в лагерь и переброску нас с вещами на другой берег озера , тем более что она проходила уже в сумерках в час ночи !!!
И вот мы на новом месте стоянки !! Завтра на новый маршрут уже по другой стороне озера!!!

продолжение  рассказа тут ........